0  На главную

0 1.Как создают веб-страницы
Как написать веб-страницу
Обзор программ для просмотра
и создания веб-страниц
Создание веб-страниц

0 2.Основные средства языка HTML
Самое главное на любой веб-странице - гиперссылки
Как создать списки на веб-странице
Создание таблиц

0 3.Графика на веб-странице
Графические форматы
интернета
Графические элементы оформления
веб-страниц
Графические маркеры
Подготовка рисунков в
программе Adobe Photoshop

0 4.Оформление веб-страницы с использованием стилей
Определение стилей в
специальной таблице
Обзор других возможностий
стилевых таблиц

0 5.Использование звука на
веб-странице
Маленькие хитрости

0 6.Динамические веб-страницы
на основе JavaScript
Как писать собственные функции
Динамическое изменение внешнего
вида страницы
Другие возможности языка
JavaScript

0 7.Веб-страницы, реагирующие
на действия пользователя
Страница, управляемая
при помощи мыши
Страница, управляемая
с клавиатуры
Динамическое отображение
текста веб-страницы
Динамическое изменение
графических элементов веб-страницы
Динамическое изменение таблиц
Самоизменяющиеся формы

0 8.Размещение элементов на веб-странице
с помощью таблиц
Управление расположением элементов
на веб-страницы
Динамическое позиционирование слоев

0 9.Дополнительные возможности формирования веб-страниц
Пример использования элемента управления Tabular Data

Динамические веб-страницы на основе JavaScript

Простейшие примеры

До сих пор мы рассматривали оформление статических веб-страниц, то есть таких, которые, будучи загружены, уже внешне не изменяются. Однако в последнее время все большее распространение получают так называемые динамические веб-страницы. Они могут изменять свой внешний вид в зависимости от действий пользователя или даже сами по себе.

Кроме того, на них могут присутствовать динамические элементы.Какими же способами пишутся такие веб-страницы? Ясно, что с помощью обычных тегов особой динамики достичь нельзя. Существуют, конечно, теги <MARQUEE> («бегущая строка», поддерживается только в Internet Explorer) и <BLINK> (мигающий текст, поддерживается только в Netscape). Существует определенное в стандарте CSS2 стилевое свойство text-decoration:blink; (мигающий текст) и псевдокласс A: hover (изменение вида якоря/гиперссылки при наведении на них указателя мыши). Но это, конечно, еще не динамика.

Запись информации в веб-документ

Для написания динамических веб-страниц используются фрагменты кода, написанные на языке JavaScript (или другом языке сценариев, о чем речь пойдет ниже), который имеет синтаксис, отличный от HTML. Для отделения этих фрагментов от остальной части HTML-документа они располагаются между тегами <SCRIPT> и </SCRIPT>. Например, так:

<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4. 0 Transitional//EN">
<HTML>
<HEAD>
<TITLE>SCRIPT!</TITLE>
</HEAD>
<BODY>
<SCRIPT>
document. write("Эта страница написана на JavaScript!");
</SCRIPT>
</BODY>
</HTML>

Результат работы этого кода показан на рис. 6. 1. Как видите, пока ничего необычного. Эту же надпись можно было написать и просто так, не использауя JavaScript — результат был бы тот же. Зато теперь мы знаем, что если написать метод document. write, то на страницу будет вставлено то, что далее стоит в скобках. Если это текстовая строка, то нужно ее заключить еще и в кавычки.

Рис. 6. 1. Простейшее использование JavaScript.

Ладно, давайте немного изменим текст кода (для экономии места мы при- водим только текст сценария, предполагая, что все остальные теги остаются такими же, как в предыдущем примере):

<SCRIPT> window. status = "Эта страница написана на JavaScript!";
</SCRIPT>

Результат можно увидеть на рис. 6. 2. Теперь окно броузера абсолютно пустое! Но это и правильно, ведь мы же не вводили никакого текста. Зато если вы посмотрите на строку состояния, то увидите там нашу надпись. В этой строке всегда появляется значение, присвоенное объекту window. status. Знак равенства в JavaScript означает «присвоить значение».

Рис. 6. 2. Изменение строки состояния.

Хорошо, скажете вы, вот мы уже управляем строкой состояния, но где же обещанная динамика? Ну, если не терпится, то можно еще немного изменить код предыдущего примера:

<SCRIPT> window. status = "Эта страница написана на JavaScript!";
setTimeout("window. status = 'А вы как думали?'", 2000);
</SCRIPT>

Теперь в момент загрузки наша страница будет выглядеть так же, как и в предыдущем примере, однако через две секунды содержимое строки состо яния изменится на фразу «А вы как думали?». Дело в том, что функция setTimeout(), которую мы здесь использовали, совершает действие, опреде- ленное внутри нее, с некоторой задержкой. Эта задержка исчисляется в миллисекундах (тысячных долях секунды). Соответственно, значение 2000 ответствует задержке в 2 секунды.

Само действие определяется в виде строки, то есть должно быть заключено в кавычки. Поэтому фразу «А вы как думали?» пришлось заключить в другой тип кавычек — так называемые одинарные, чтобы броузер не «запутался». В JavaScript (как и в HTML) допускается использование и тех, и других кавычек, нужно только внимательно следить, чтобы все кавычки в нужном месте закрывались. Нельзя было написать так:

setTimeout("window. status = "А вы как думали?"", 2000);

поскольку тогда броузер « решил бы », что строка закончилась после знака равенства, а далее, не встретив запятой, пожаловался бы на ошибку. Кстати, необходимо внимательно следить, чтобы в JavaScript-фрагментах не было ошибок. Вы помните, что если броузер встречает ошибку синтаксиса HTML (например, непонятный ему тег), то он его просто игнорирует. Но если броузер встретит ошибку в коде JavaScript, то будет выдано сообщение об ошибке, причем весь сценарий не будет исполнен.

Еще одна деталь: в JavaScript необходимо соблюдать регистр символов, так как в этом языке различаются прописные и строчные буквы. Напри мер, если вместо setTimeout() написать SetTimeout() или settimeout(), то будет выдано сообщение об ошибке.

Интерпретация языка JavaScript

Прежде чем рассмотреть какой-нибудь осмысленный пример, необходимо отметить еще несколько моментов. Во-первых, броузеры могут интерпретировать фрагменты JavaScript по-разному, но об этом речь пойдет ниже. Во-вторых, надо предусмотреть вариант, когда броузер вообще «не понимает» сценариев (сценариями называют фрагменты, написанные на языке JavaScript и других подобных интерпретируемых языках). В этом случае он, скорее всего, пропустит текст, заключенный между тегами <SCRIPT> и </SCRIPT>. Но тогда пользователь этого броузера ничего не увидит на экране. Чтобы таких неприятностей не происходило, придумайте альтернативный НTML-текст, который бы отображался в броузерах, не поддер- живающих сценарии. Его нужно заключить между тегами <NOSCRIPT> и </NOSCRIPT> Если же придумать такой текст совершенно невозможно, напишите между этими тегами хотя бы то, что для просмотра этой страницы необходим броузер, поддерживающий JavaScript, и поставьте на него гиперссылку.

Но это еще не все. Представьте себе, что броузер пользователя уж очень тарый и вообще не понимает тег <SCRIPT>. Что будет тогда? Как и положено, он этот тег проигнорирует, и тогда весь код сценария отобразится нa экране, а это совсем некрасиво. Чтобы этого избежать, принято заключать код сценария в теги комментариев <!-- и -->. Однако некоторые интерпретаторы JavaScript, встроенные в броузеры, при этом пытаются обработать второй из этих тегов. Поэтому перед ним обычно ставят сим- чол JavaScript-комментария //. Таким образом, получается приблизительно следующее:

<SCRIPT>
<! --
window. status = "Эта страница написана на Javascript!";
setTimeout("window. status = 'А вы как думали?'", 2000);
// -- >
</SCRIPT>

Учет версии броузера

Теперь давайте рассмотрим простой пример. Предположим, что у нас уже имеются страницы, созданные специально для броузера Internet Explorer 4, Netscape 4 или Netscape 6. Мы хотим написать код, который бы определял тип броузера пользователя и, в зависимости от этого, загружала бы одну из наших страниц. Кроме того, он должен выдавать предупреждение, если обнаружит устаревший броузер (версии 3 и ниже).

Сначала давайте напишем такое предупреждение. Чтобы пользователь наверняка обратил на него внимание, можно использовать метод alert. Применяется он точно так же, как уже знакомый нам метод document. write, но при этом выводит текст не прямо на страницу, а в диалоговое окно. Пока пользователь не нажмет кнопку ОК, работа сценария не будет продолжена.

Как определить номер версии броузера? Для этого существует свойство navigator. appVersion. Однако его значением является не число (собственно номер версии), а целая строка. Например, если написать:

document. write(navigator. appVersion);

то в броузере Internet Explorer 5 будет выдано такое сообщение:

4. 0 (compatible; MSIE 5. 0; Windows 98; DigExt)

Netscape и другие броузеры также выдают подобную длинную строку. Как же выделить из нее номер версии?

К счастью, первая цифра этой строки во всех броузерах указывает именно на номер версии (в Internet Explorer 5 на этом месте оставили цифру 4, чтобы подчеркнуть сходство этих версий. ) Поскольку после этого номера стоит точка, то есть не цифра, его легко выделить из всей строки с помощью функции parseInt(). Она всегда выделяет целое число из строки, останав- ливаясь на первой не-цифре.

В данном случае нам надо, если номер версии меньше 4, выдать предупреждающее диалоговое окно. Для проверки условия в JavaScript существует оператор if, после которого в скобках следует поставить условие. Поэтому мы можем написать так:

if (parseInt(navigator. appVersion) <4)
alert ("Вы используете старую версию броузера. \nВ ней страница
может отображаться неправильно");

При этом метод alert будет выполнен только тогда, когда условие номер версии меньше 4 выполняется, а иначе он будет просто пропущен.

Вы, наверное, обратили внимание на странное сочетание \n. Оно используется в JavaScript в качестве специального символа перевода строки. Вообще, в строках JavaScript символ обратной косой черты вместе со следующим за ним символом всегда означает специальный символ. В данном случае второе предложение в нашем диалоговом окне начнется с новой строки.

Хорошо, предупреждение мы написали, теперь нужно определить тип броузера. Для этого существует свойство navigator. appName. В Internet Explorer его значением является «Microsoft Internet Explorer», а в броузерах компании Netscape — просто «Netscape». Поскольку для каждого случая нам надо предусмотреть ряд действий, удобно использовать оператор switch (пере- ключатель). Схематично его использование можно изобразить так:

switch (условие)
{ case "первый случай":
какие-то действия
case "второй случай":
какие-то действия и т. д.
default:
действия во всех остальных случаях
}

В нашем примере условием является значение navigator. appName, а случаи могут быть такими: "Microsoft Internet Explorer" и "Netscape".

switch (navigator. appName)
{ case "Microsoft Internet Explorer":
какие-то действия
case "Netscape":
какие-то действия
default:
действия во всех остальных случаях
}

Обратите внимание на то, что весь блок кода, идущий после условия, должен быть заключен в фигурные скобки. Кстати, эти фигурные скобки играют большую роль в JavaScript. Например, в них всегда можно заключить некоторую последовательность действий, чтобы она интерпретировалась как одно целое (об этом мы еще поговорим ниже).

Чтобы загрузить другую веб-страницу вместо данной, нужно присвоить новое значение свойству window. location. href. Например, если написать:

window. location. href = "msie4. html";

то текущая страница будет заменена в окне броузера на страницу msie4. html. Давайте перед загрузкой новой страницы создадим соответствующее сообщение:

document. write ("Сейчас будет загружена страница для Internet Explorer 4");
setTimeout("window. location. href = 'msie4. html'", 3000);

При этом нам пришлось использовать функцию setTimeout, чтобы пользователь успел увидеть нашу надпись.

Поскольку на этом действия, предусмотренные для данного случая, заканчиваются, нужно выйти из блока switch с помощью оператора break. После этого можно приступать к обработке других случаев.

Если тип броузера определился как Netscape, нам нужно опять смотреть его версию. Мы можем использовать для этого оператор if... else:

if (parseInt(navigator. appversion)<=4)
{ document. write ("Сейчас будет загружена страница для Netscape 4");
setTimeout("window. location. href = 'nn4. html'", 3000);
}
else
{ document. write ("Сейчас будет загружена страница для Netscape 6");
setTimeout("window. location. href = 'nn6. html'", 3000);
}

Если условие parselnt(navigator. appversion)<=4 верно, то выполняется блок операторов, следующий сразу после условия, а если неверно, то выполняется блок, следующий после ключевого слова else.

Кроме того, нужно предусмотреть действия для всех остальных случаев. Правда, таких случаев будет немного, поскольку многие броузеры (например Opera) любят представляться как Netscape. Однако предусмотреть такие действия все равно надо. Можно, например, предложить пользователю вручную выбрать нужную страницу:

alert ("Вы используете неизвестный нам тип броузера. \nСейчас вам будет предложено выбрать версию страницы, которую следует загрузить");

document. write ("<A href='msie4.html'>Страница для Internet Explorer 4</A><BR>"); document. write ("<A href='msie4.html'>Страница для Netscape 4 </A><BR>);
document. write ("<A href='msie4.html'>Страница для Netscape 6 </A>");

Итак, теперь посмотрим, что же у нас получается в целом:

<HTML>
<HEAD>
< ТITLЕ>Автоматический выбор нужной версии страницы</ТITLЕ>
</HEAD>

<BODY>
<SCRIPT>
<! --
if (parseInt (navigator. app Version) <4)
alert ("Вы используете старую версию броузера. \nВ ней страница
может отображаться неправильно");
switch (navigator. appName)
{
case "Microsoft Internet Explorer":
document. write ("Сейчас будет загружена страница для Internet Explorer 4");
setTimeout ("window. location. href = 'msie4. html'", 3000);
break;
case "Netscape":
if (parseInt (navigator. appversion) <=4 )
{ document. write ("Сейчас будет загружена страница для Netscape 4");
setTimeout ("window. location. href = 'nn4. html'", 3000);
}
else
{ document. write ("Сейчас будет загружена страница для Netscape 6");
setTimeout ("window. location. href = 'nn6. html'", 3000);
}
break;
default: alert ("Вы используете неизвестный нам тип броузера. \nСейчас вам будет предложено выбрать версию страницы, которую следует загрузить");
document. write ("<A HREF='msie4. html' >Страница для Internet Explorer 4</A><BR>");
document. write ("<A HREF=' nn4. html' >Страница для Netscape4</A><BR>");
document. write ("<A HREF=' nn6. html' >Страница для Netscape 6</A>");
}
//-- >
</SCRIPT>
</BODY>
</HTML>

Результат просмотра этой страницы зависит от броузера. На рис. 6. 3 изображено предупреждение, которое получит пользователь при просмотре этой страницы в броузере Internet Explorer.

Рис. 6. 3. Использование условной переадресации и временной задержки

Таблица умножения

Приведенный пример достаточно прост, но он демонстрирует способы использования некоторых основных операторов JavaScript. Теперь рассмотрим еще один очень простой пример, который демонстрирует, как можно иногда сократить себе труд с помощью языка JavaScript, а заодно рассмотрим оператор цикла for. Допустим, нам потребовалось представить таблицу умножения. Конечно, можно вручную написать каждую ее строку:

<TABLE>
<TR>
<TD>2× 2=4 </TD>
< TD>3× 2=6>/TD>
< TD>4× 2=8>/TD>

и т. д.

(Кстати, специальный символ &times означает знак умножения. ) Это способ достаточно долгий и нудный, кроме того, легко можно допустить случайную ошибку и не заметить ее. Давайте попробуем сгенерировать таблицу прямо «на ходу », используя средства JavaScript. Тег <TABLE> можно вынести за пределы сценария. Далее, нужно сформировать некоторое количество строк (традиционно равное количеству вариантов второго множителя, который обычно принимает значения от 2 до 10). Можно этот множитель занести в переменную (назовем ее «i») и написать:

for (i=2; i<=10; i++)
{ document. write (" <TR>");
document. write ("<TR>);
}

Выражение в скобках после оператора цикла for означает следующее:

• начальное значение переменной — 2;

• условие выполнения цикла — переменная должна быть меньше или равна 10;

• на каждом шаге переменная увеличивается на 1 (обозначение «++» озна- чает увеличение на единицу, а «—» — уменьшение на единицу. )

Если сейчас запустить этот цикл, то в окне броузера ничего не отобразится, поскольку пока нет тегов ячеек таблицы ( <TD>). Поскольку в каждой строке должно быть столько ячеек, сколько значений принимает первый множитель (занесем его в переменную «j»), организуем между записью тегов <TR>и </TR>еще один цикл:

for (j=2; j<10; j++)
document. write("<TR> <TD>"+j+"&times"+i+"="+(i*j)+"</TD>");

Здесь условием выхода из цикла является j<10, а не j<=10, поскольку традиционно первый множитель в таблице умножения не превышает 9.

Обратите внимание на строку метода document. write. Здесь в кавычках указано то, что нужно непосредственно поместить на страницу. Переменные же указаны вне кавычек, чтобы в документ записывались их значения. Вся строка соединяется знаками «+».

Чтобы получить результат умножения переменной i на переменную j, использована запись «i*j». Знак * означает в JavaScript умножение, а знак / (косая черта) — деление. Есть еще операция «остаток от деления», обозначаемая знаком %. Значение произведения i*j в нашем примере заключено в скобки, чтобы исключить возможность неправильной интерпретации броузером, хотя это не обязательно.

В принципе, наша таблица уже готова! Осталось только объявить переменные i и j в начале сценария (вообще-то, как правило, этого можно даже я не делать, но во избежание случайных ошибок лучше перестраховаться, да и вообще объявление переменных является хорошим тоном и облегчает восприятие кода). Для этого надо использовать ключевое слово var:

var i, j;

Кроме того, для улучшения восприятия, можно «разлиновать» таблицу, отделив столбцы друг от друга. Для этого, как вы помните, нужно использовать атрибут RULES= тега <TABLE>:

  <TABLE BORDER="1" CELLSPACING="0" CELLPADDING="2" RULES="cols" >

Последним штрихом к форматированию нашей таблицы будет выравни- вание текста в ячейках по правому краю. Для этого можно просто добавить после тега <TABLE> тег

<COLGROUP span=10 align=right>

или же просто определить в стилевом блоке свойство для тега <TD>:

TD { text-align: right; }

В нашем случае этот вариант, пожалуй, предпочтительнее, поскольку некоторые броузеры могут не распознать атрибут ALIGN= тега <COLGROUP>.

Теперь давайте посмотрим, что у нас получается в целом.

 
<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN">

<html>
<head>
<title>Таблица умножения</title>
</head>
<style>
body { text-align: center;
background-color: #FCF7EC;
}
TD { text-align: right; }
</style>
<BODY>
<h2>ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ</h2>
<table border="1" cellspacing="0" cellpadding="2" rules="cols">
<script>
<!--
var i,j;
for (i=2; i<=10; i++)
{ document.write ("<tr>");
for (j=2; j<10; j++)
document.write ("<td>"+j+"&times;"+i+"="+(i*j)+"</td>");
document.write ("</tr>");
}
//-— >
</script>
</table>
</body>
</html>

Результат работы этого кода показан на рис. 6. 4. Кстати, вы можете заметить, что выравнивание по правому краю в каждой ячейке таблицы все же не совсем эстетично. Лучше было бы, если бы все знаки равенства в одном столбце находились один под другим. Вообще говоря, для этого в HTML 4. 0 есть способ, называемый выравниванием по символу:

<COLGROUP SPAN=10 ALIGN="char" CHAR="=">

По идее, такая запись должна дать как раз требуемый результат — выровнять все знаки равенства в каждом столбце. Однако на момент написания этих строк такая возможность еще не реализована ни в одном броузере!

Запрос сведений у читателя

Как видите, нам не пришлось вручную заполнять все ячейки таблицы, мы ограничились вместо этого шестью изящными строками кода. Кроме того, если вам вдруг понадобится расширить таблицу, например организо вать вывод значений вплоть до 20x20, это можно сделать, просто заменив два числа в коде (10 на 20). Более того, мы теперь можем дать пользователю

Рис. 6. 4. Генерация таблицы «на лету».

возможность самому определить границы значений множителей таблицы. Например, это можно сделать следующим образом. При загрузке страницы с помощью метода prompt попросить его ввести минимальное и максимальное значения каждого множителя, например:

min1= prompt ("Введите минимальное значение первого множителя", "2");

При этом пользователь увидит диалоговое окно, показанное на рис. 6. 5.

Рис. 6. 5. Запрос к пользователю на ввод данных

Здесь есть пояснение и поле для ввода, где уже приготовлено значение, принятое по умолчанию. И пояснение, и значение, принятое по умолчанию, необходимо указать при вызове метода prompt, как показано выше. Значение, введенное пользователем, будет присвоено переменной min1. Если пользователь нажмет кнопку Отмена, то этим значением будет null (так в JavaScript обозначается ничто, то есть отсутствие какого-либо значения).

Итак, с помощью метода prompt мы просим ввести значения (придется использовать этот метод 4 раза), присваиваем их переменным и подставляем эти переменные в условия цикла, например, так:

for (j=minl; j<=maxl; j++) document. write(" &lgTD>"+j+"× "+i+"="+(i*j)+"&lg/TD> ");

Однако, если вы попробуете произвести такой опыт, таблица в больший стве броузеров окажется пустой, потому что метод prompt возвращает строки а не числовые значения. Хотя в большинстве случаев интерпретатор JavaScript почти все, что похоже на число, преобразует в число автоматически здесь эта функция сработать не успевает. Придется нам выделить из строки число например с помощью уже знакомой функции parseInt():

min1 = parseInt(min1);

Для простоты мы присваиваем результат той же самой переменной. В итоге наших манипуляций таблица умножения отобразится в том объеме который задал сам пользователь. Правда, для полного завершения этой страницы нужно предусмотреть три момента.

Что будет, если пользователь нажмет кнопку Отмена, введет нечисловое. значение или же максимальное значение множителя будет меньше минимального значения? В первом и третьем случае не отобразится ничего а во втором случае вообще будет выдано сообщение об ошибке. И то и другое, крайне некрасиво. Поэтому попытаемся обойти эти случаи.

Пусть, например, в случае нажатия кнопки Отмена, переменной присваи вается значение, заданное по умолчанию, например, 2 для минимального значения первого множителя. Можно для этого написать такой код:

if (minl==null) minl="2";

Обратите внимание на то, что символ «==» означает равно. Не путайте его с символом «=», который в JavaScript означает присвоить значение!

Итак, теперь если переменная mini окажется ничего не значащей то ей будет присвоено значение 2. Хотелось бы, чтобы то же самое происходило и при вводе нечислового значения. Для проверки можно воспользоваться встроенной функцией isNaN(), которая возвращает значение true, если аргумент НЕ является числом, и значение false в противном случае.

if (isNaN(min1)==true) rnin1="2";

Если значение переменной mini будет не числовым, ей будет присвоено значение 2. Эти две проверки можно объединить, то есть вместо:

if (min1==nul1) min1="2";
if (isNaN(min1)==true) min1="2";

написать просто:

if ((isNaN(min1)==true)||(min1==nul1)) minl="2";

Здесь мы использовали логическую операцию ИЛИ. Условие в приведен- ной выше строке можно прочитать так: Если переменная min 1 не является числом или же вообще ничем не является... Для обозначения логической операции ИЛИ применяется символ «| |».

Естественно, что все проверки, которые производились с переменной mini, нужно произвести и с тремя остальными переменными.

Теперь осталось проверить, не является ли максимальное значение каждого множителя меньшим, чем минимальное. В этом случае можно, например, принудительно сделать его на единицу большим, чем минимальное значение. Кстати, можно то же самое сделать и при равенстве минимального и максимального значений, чтобы наша таблица не могла состоять только из одного столбца или одной строки. Это можно сделать так:

if (max1<=min1) max1=min1+1;
if (max2<=min2) max2=min2+1;

Итак, давайте посмотрим, что у нас получается.

<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN">
<HTML>
<HEAD>
<TITLE>Taблица умножения</ТIТLЕ>
</HEAD>
<STYLE>
BODY { text-align: center;
background-color: #FCF7EC;
}
TD { text-align: right; }
</STYLE>
<BODY>
<Н2>ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ</Н2>
<TABLE BORDER="1" CELLSPACING="0" CELLPADDING="2" RULES="cols">
<SCRIPT>
<!--
var i, j , min1,min2,max1,max2;
min1 = prompt ("Введите минимальное значение первого множителя", "2") ;
min2 = prompt ("Введите минимальное значение второго множителя", "2");
max1 = prompt ("Введите максимальное значение первого множителя", "9") ;
max2 = prompt ("Введите максимальное значение второго множителя", "10") ;
if ( (isNaN(min1)==true) | | (min1==null) ) min1="2";
if ( (isNaN(min2)==true) | | (min2==null) ) min2="2"; if ( (isNaN(max1)==true) | | (max1==null) ) max1="9";
if ( (isNaN(max2)==true) | | (max2==null) ) max2="10";
min1=parselnt (min1) ;
min2=parselnt (min2) ;
max1=parselnt (max1) ;
max2=parselnt (max2) ;
if (max1<=min1) max1=min1+1;
if (max2<=min2) max2=min2+1;
for (i=min2; i<=max2; i++)
{ document .write ("<TR>") ;
for (j=minl; j<=maxl; j++)
document. write ("<TD>"+j+"&times; "+i+"="+ (i* j ) +"</TD>") ;
document. write ("</TR>") ;
}

//-->
</SCRIPT>
</TABLE>
</BODY>
</HTML>



На рис. 6.6 показан результат работы кода при введенных пользователем значениях 12, 26, 16, 38. Кстати, надо сказать, что мы использовали в этом примере не самый изящный способ запроса минимальных и максимальных значений. Гораздо удобнее было бы применить для этого формы. Но речь об этом пойдет в главе 7.

Рис. 6.6. Таблица, сгенерированная в ответ на ввод пользователем чисел 12, 26, 19, 38

И ещет одно замечание. Подобную таблицу очень легко преобразовать в какую-нибудь гораздо более полезную, например в таблицу значений,полученных при возведении чисел в степень. Взгляните на рис. 6.7. Составление такой таблицы вручную потребовало бы, помимо большого объема вводимого текста, еще и вычислений. А с применением JavaScript ее код почти не отличается от кода таблицы умножения:

 

<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN">

<html>
<head>
<title>Tаблица возведения в степень</title>
</head>
<style>
BODY
{ text-align: center;
background-color: #FCF7EC;
}
TD { text-align: right; )
</style>
<body>
<H2>ТАБЛИЦА ВОЗВЕДЕНИЯ В СТЕПЕНЬ</H2>
<TABLE BORDER="1" CELLSPACING"0" CELLPADDING="2" RULES="cols"> <SCRIPT>
<!--
var i,j;
for (i=2; i<=10; i++)
{ document.write ("<TR>");
for (j=2; j<10; j++)
document.write ("<TD>"+j+"<SUP>"+i+"</SUP>="+Math.pow(i,j)+"</TD>");
document.write ("</TR>");
}
//-->
</SCRIPT>
</TABLE>
</body>
</html>

Если посмотретть внимательго, то можно заметить, что все отличие состоит в заголовках и строке записи ячейки. Вней мы исполбзовали тег <SUP> для записи показателя степени. А для вычисления результата здесь используется метод Math.pow, который, кстати, очень прост в использовании. Например, чтобы вычислить 5 в 7, достаточно написать Math.pow(5, 7).

Рис. 6.7. Новая таблица получена изменением всего пары знаков в коде JavaScript

Итак, в этом разделе были показаны примеры использования сценариев JavaScript.Ниже мы рассмотрим, как можно сократить количество кода, используя так нащзываемые функции.

Hosted by uCoz